Картина, купленная Соломоном Гуггенхаймом напрямую у художника, станет центральным лотом на ноябрьском аукционе искусства модернизма и импрессионизма Christie’s.
Спустя более полувека полотно Василия Кандинского вернется на рынок на вечерних торгах модернизма и импрессионизма Christie’s, которые пройдут в Нью-Йорке 16 ноября. Картина Rigide et courbé (Негнущееся и согнутое) (1935), написанная в Париже через два года после того, как художник был выслан из Германии, оценивается в $18–25 млн с гарантией.
Соломон Гуггенхайм приобрел эту работу в 1936 году непосредственно у художника, и к 1949 году она успела побывать на восьми выставках в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Чикаго, Балтиморе и Чарльстоне. Когда в 1964 году Музей Гуггенхайма собирал дополнительные средства, она вошла в число 50 полотен, которые были распроданы на торгах Sotheby’s в Лондоне, что вызвало возмущение нью-йоркского художественного сообщества (в письме к редактору New York Times известие о торгах было названо «шокирующим, скорбным»). С тех пор картина оставалась в собственности одной американской семьи.
Rigide et courbé примечательна своими размерами — почти 115х160 см. Она «входит в категорию крупнейших картин, написанных Кандинским в последние годы», говорит заместитель председателя отдела искусства импрессионизма и модернизма Christie’s Конор Джордан. На сегодняшний день аукционный рекорд Кандинского — картина поменьше, 100х70 см, под названием Studie für Improvisation 8 (Этюд для импровизации 8) (1909), проданная в 2012 году на нью-йоркских торгах Christie’sза $23 млн.
Вероятно, при создании Rigide et courbé Кандинский использовал песок. «Не исключено, что его вдохновило на это творчествоЖоржа Брака, который часто использовал песок, в особенности в полотнах, написанных в 1920–1930-е годы», — поясняет Джордан. Впрочем, художники Баухауса, и Кандинский в том числе, часто экспериментировали с новыми техниками.
Несмотря на то что это абстрактная работа, на ней можно выделить ряд опознаваемых форм, некоторые из них свидетельствуют о том, в какой период она была создана. Группа связанных вертикальных форм в левой части, вероятно, отсылает к «фасции» — связке прутьев с воткнутой в нее секирой, которую фашисты использовали в качестве своего символа. А расположенная в правой части фигура с рогами может служить отсылкой к мифу о похищении Европы.
По материалам The Art Newspaper Russia